latander (latander) wrote,
latander
latander

Categories:

Борисов-Мусатов и фотография

"Борисов-Мусатов обратился к фотографии в поисках средства, способного фиксировать идеи, зыбкие впечатления, ассоциации с четкостью и быстротой, неподвластной традиционным средствам графики. Художник желал иметь возможность не просто воскресить в памяти творческую идею, возникшую когда-то, но воссоздать ее во всех подробностях, не упуская ни единой детали. Он приобрел камеру "Кодак", которая и по сей день хранится в сратовском доме-музее Борисова-Мусатова, и терпеливо обучался фотоделу. Первые фотографические опыты начались еще в парижский период, в это время художник вел фотодневник, закрепляя знания, и продолжились уже в родном городе, где Борисов-Мусатов начал снимать портретные этюды. Моделями часто избирались близкие художника: сестра Елена, знакомые девушки, их подруги. Часть этих фотоэтюдов послужила основой для живописных и графических произведений. Со временем, Борисов-Мусатов стал фотографировать не только для вспомогательных целей, но организовывал сложные постановочные съемки, снимал серии этюдов, которые "переросли" рамки "пособия", превратившись в самостоятельный вид творчества. Фотографическое наследие Борисова-Мусатова - это более семидесяти пластинок и отпечатков, каждый из которых - цельное произведение..."
via 0valia
 

Виктор Эльпидифорович Борисов-Мусатов (1870-1905) Фотоэтюд для картины «Автопортрет с сестрой». На снимке Е.Э. Мусатова.


Виктор Эльпидифорович Борисов-Мусатов (1870-1905) Автопортрет с сестрой, 1898. Холст, масло, темпера. Государственный Русский Музей.
 

Осенний мотив, 1899. Холст, масло, 143x98,5 см. Саратовский государственный художественный музей им. А.Н. Радищева.


Портрет Е.Э. Мусатовой, сестры художника. Фотография. Начало 1900-х годов


Девушка с ожерельем. Подготовительный рисунок для композиции «Реквием». Калька, графитный карандаш. 1905. Государственная Третьяковская Галерея.


Е.Э. Мусатова в старинном платье. Фотография.


Гобелен. 1901. Холст, темпера, 103x141,2 см. Государственная Третьяковская Галерея.


Фотоэтюд для картины «Одиночество». На снимке Е.Э. Мусатова.


Одиночество. Пастель. Серпуховский художественно-исторический музей.


Дама на веранде.


Фотоэтюд для картины «Портрет сестры. Девушка с розами». На снимке Е.Э. Мусатова.


Портрет сестры. Девушка с розами. 1902. Холст, масло. Казахская государственная художественная галерея им. Т.Г.Шевченко.


Фотоэтюд. На снимке Н.Ю. Станюкович. нач. 1900.


Портрет Н.Ю. Станюкович. 1903. Холст, масло. Государственный Русский Музей.


Портрет Надежды Юрьевны Станюкович. Этюд к неоконченному портрету из ГРМ. 1903. Холст, масло, 90x63,4 см Государственная Третьяковская Галерея.


Неизвестная на диване. Анна Иеронимовна Воротынская (?). Фотография. Начало 1900-х годов.
 
Портрет неизвестной, 1902. Бумага, пастель. Холст, акварель, пастель, гуашь. Частное собрание.
 
Фотоэтюд к картине «Спящая девушка». На снимке Ю.Ю. Домбровская. Начало 1900-х годов.
 
Спящая девушка, 1901. Бумага цветная, пастель, 58x43 см. Астраханская государственная картинная галерея им. Б.М. Кустодиева.
 
Е.Э. Мусатова на террасе. Фотография.
 

Осенний мотив, 1901. Холст, масло. Киевский государственный музей русского искусства, Киев.
 
Дама в голубом, 1902. Бумага на холсте, акварель, пастель, 81,5x62,5 см. ГТГ.
 
Фотоэтюд. На снимке Ю.Ю. Домбровская.
 
Сидящая девушка.
 
Фотоэтюд к картине «Последний луч». На снимке Ю.Ю. Домбровская.

Виктор Эльпидифорович Борисов-Мусатов Последний луч. Эскиз. 1901. Бумага папиросная светло-коричневая, акварель, уголь, 62.8x47.2 см. Государственная Третьяковская галерея.
 
Фотоэтюд. На снимке М. Ягодская.
 
Изумрудное ожерелье, 1903. Холст, масло, темпера, 125x214,3 см. Государственная Третьяковская галерея.
 
Старинный гобелен из Радищевского музея. Фотография.
 

Старинный гобелен из Радищевского музея. Фрагмент. Фотография.
 
Дама у гобелена. Портрет Н.Ю. Станюкович. 1903. Бумага, пастель, 56,5x41см. Государственная Третьяковская Галерея.
 
Е.Э. Мусатова и Е.В. Александрова на фоне пруда. Фотография. Начало 1900-х годов.
 
У водоёма (эскиз). Частное собрание, Москва.
 
Водоем, 1902. Холст, темпера, 177x215 см. Государственная Третьяковская Галерея.
 
Праздник зеленого маскарада. Фотография.
 
Праздник зеленого маскарада. Раскрашенная фотография.
 

Натурщицы в старинных костюмах. Фотография.
 
Летний день. Акварель.
 

Е.В. Александрова, Е.Э. Мусатова, С. Стеблова, Т.С. Шемшурина на фоне усадьбы Введенское. Фотография.
 
Прогулка на закате, 1903. Холст, темпера. Государственный Русский Музей.
 

Отблеск заката, 1904. 
Усадебный дом в поместье Зубриловка. Фотография.
 
Призраки, 1903. Холст, темпера, 177х216 см. Государственная Третьяковская Галерея.
 
Усадьба, 1902. Холст, масло, 65x59 см. Краснодарский краевой художественный музей.
 
 
Tags: живопись, фотография, художник и камера
Subscribe

  • Blurry

    Georges Seurat (1859-1891) Man Leaning On A Parapet, 1881-82. Oil on cardboard. Private Collection. Gerhard Richter (b. 1932) Woman…

  • (no subject)

    Архип Иванович Куинджи (1842-1910) Лесное болото, 1898-1908. Max Ernst (1891-1976) Totem and Taboo, 1941. Oil on canvas, 72 x 92 cm.…

  • (no subject)

    André Kertész (1894-1985) Self-Portrait, Paris, 1927. Gelatin-silver, print printed in the 1970s, 25.4 x 20.3 cm. Pablo…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 13 comments

  • Blurry

    Georges Seurat (1859-1891) Man Leaning On A Parapet, 1881-82. Oil on cardboard. Private Collection. Gerhard Richter (b. 1932) Woman…

  • (no subject)

    Архип Иванович Куинджи (1842-1910) Лесное болото, 1898-1908. Max Ernst (1891-1976) Totem and Taboo, 1941. Oil on canvas, 72 x 92 cm.…

  • (no subject)

    André Kertész (1894-1985) Self-Portrait, Paris, 1927. Gelatin-silver, print printed in the 1970s, 25.4 x 20.3 cm. Pablo…