latander (latander) wrote,
latander
latander

Categories:

Стихи об искусстве-63


 

Иосиф Александрович Бродский (1940-1996)

 

Посвящается Пиранези



Джованни Баттиста Пиранези (1720-1778) Виды Рима, Колизей. 1776. Художественный музей Карнеги.
 

Не то - лунный кратер, не то - колизей; не то -

где-то в горах. И человек в пальто

беседует с человеком, сжимающим в пальцах посох.

Неподалеку собачка ищет пожрать в отбросах.

 

Не важно, о чём они говорят. Видать,

о возвышенном; о таких предметах, как благодать

и стремление к истине. Об этом неодолимом

чувстве вполне естественно беседовать с пилигримом.

 

Римские древности, т. 1, таб., XIV. 1756.

Скалы - или остатки былых колонн -

покрыты дикой растительностью. И наклон

головы пилигрима свидетельствует об известной

примиренности - с миром вообще и с местной

 

фауной в частности. "Да", говорит его

поза, "мне всё равно, если колется. Ничего

страшного в этом нет. Колкость - одно из многих

свойств, присущих поверхности. Взять хоть четвероногих:

 

их она не смущает; и нас не должна, зане

ног у нас вдвое меньше. Может быть, на Луне

всё обстоит иначе. Но здесь, где обычно с прошлым

смешано настоящее, колкость дает подошвам

 

- и босиком особенно - почувствовать, так сказать,

разницу. В принципе, осязать

можно лишь настоящее - естественно, приспособив

к этому эпидерму. И отрицаю обувь".

 

Римские древности, т. 1, таб. XXVIII. Термы Тита. 1756.

Всё-таки, это - в горах. Или же - посреди

древних руин. И руки, скрещенные на груди

того, что в пальто, подчеркивают, насколько он неподвижен.

"Да", гласит его поза, "в принципе, кровли хижин

 

смахивают силуэтом на очертанья гор.

Это, конечно, не к чести хижин и не в укор

горным вершинам, но подтверждает склонность

природы к простой геометрии. То есть, освоив конус,

 

она чуть-чуть увлеклась. И горы издалека

схожи с крестьянским жилищем, с хижиной батрака

вблизи. Не нужно быть сильно пьяным,

чтоб обнаружить сходство временного с постоянным

 

и настоящего с прошлым. Тем более - при ходьбе.

И если вы - пилигрим, вы знаете, что судьбе

угодней, чтоб человек себя полагал слугою

оставшегося за спиной, чем гравия под ногою

 

и марева впереди. Марево впереди

представляется будущим и говорит "иди

ко мне". Но по мере вашего к мареву приближенья

оно обретает, редея, знакомое выраженье

 

прошлого: те же склоны, те же пучки травы.

Поэтому я обут". "Но так и возникли вы, -

не соглашается с ним пилигрим. - Забавно,

что вы так выражаетесь. Ибо совсем недавно

 

вы были лишь точкой в мареве, потом разрослись в пятно".

"Ах, мы всего лишь два прошлых. Два прошлых дают одно

настоящее. И это, замечу, в лучшем

случае. В худшем - мы не получим

 

даже и этого. В худшем случае, карандаш

или игла художника изобразят пейзаж

без нас. Очарованный дымкой, далью,

глаз художника вправе вообще пренебречь деталью

 

- то есть моим и вашим существованьем. Мы -

то, в чём пейзаж не нуждается как в пирогах кумы.

Ни в настоящем, ни в будущем. Тем более - в их гибриде.

Видите ли, пейзаж есть прошлое в чистом виде,

 

лишившееся обладателя. Когда оно - просто цвет

вещи на расстояньи; её ответ

на привычку пространства распоряжаться телом

по-своему. И поэтому прошлое может быть чёрно-белым,

 

коричневым, тёмно-зеленым. Вот почему порой

художник оказывается заворожен горой

или, скажем, развалинами. И надо отдать Джованни

должное, ибо Джованни внимателен к мелкой рвани

 

вроде нас, созерцая то Альпы, то древний Рим".

"Вы, значит, возникли из прошлого?" - волнуется пилигрим.

Но собеседник умолк, разглядывая устало

собачку, которая все-таки что-то себе достала

 

поужинать в груде мусора и вот-вот

взвизгнет от счастья, что и она живет.

"Да нет, - наконец он роняет. - Мы здесь просто так, гуляем".

И тут пейзаж оглашается заливистым сучьим лаем.

 

1993-1995


Джованни Баттиста Пиранези (1720-1778) Фантазии на тему тюрем, XI. 1749–50 или 1761. Художественный музей Джорджии, Университет Джорджии.

 

Tags: "... о границах живописи и поэзии", графика
Subscribe

  • Blurry

    Georges Seurat (1859-1891) Man Leaning On A Parapet, 1881-82. Oil on cardboard. Private Collection. Gerhard Richter (b. 1932) Woman…

  • (no subject)

    Архип Иванович Куинджи (1842-1910) Лесное болото, 1898-1908. Max Ernst (1891-1976) Totem and Taboo, 1941. Oil on canvas, 72 x 92 cm.…

  • (no subject)

    André Kertész (1894-1985) Self-Portrait, Paris, 1927. Gelatin-silver, print printed in the 1970s, 25.4 x 20.3 cm. Pablo…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments